Хотя велосипед воспринимается нами как некое простое и
гениальное целое (о чем свидетельствует поговорка "изобретать велосипед"),
в реальности его изобрели как минимум в три
приема.
В 1817 году немецкий профессор Барон Карл фон
Дрез из Карлсруэ создал первый двухколесный самокат, который
он назвал "машиной для ходьбы". Он был снабжен
рулем и выглядел в целом, как велосипед без
педалей, рама была деревянной. Изобретение Дреза назвали в
его честь дрезиной, и слово "дрезина" поныне осталось
в русском языке. Возможной причиной изобретения стало то,
что предыдущий, 1816 год был "годом без лета".
Тогда северное полушарие постигла самая сильная климатическая аномалия
в истории, что катастрофически сказалось на урожае, вызвало
голод и снизило поголовье лошадей. В 1818 году
в Баден-Бадене Фон Дрез получил патент на свое
изобретение. Вскоре машина Дреза завоевала популярность в Великобритании,
где стала называться "денди-хорз".

В
1839-1840 годах кузнец Киркпатрик Макмиллан в маленькой деревушке
на юге Шотландии усовершенствовал изобретение Дреза, добавив педали
и седло. Получается, что Макмиллан создал велосипед, похожий
на современный. Педали толкали заднее колесо, с которым
они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Переднее
колесо поворачивалось рулем, велосипедист сидел между передним и
задним колесом. Велосипед Макмиллана опередил свое время и
остался малоизвестным.
В 1845 году англичанин Р.У. Томпсон запатентовал
надувную шину, но она оказалась технологически несовершенной.
В 1862
году Пьер Лалман, 19-летний мастер по изготовлению детских
колясок из Нанси (Франция), увидел "денди-хорз" и придумал
оснастить его педалями - на переднем колесе. Лалман
ничего не знал о велосипеде Макмиллана, и на
его машине педали нужно было крутить, а не
толкать. В 1863 году Лалман перебрался в Париж,
где смастерил первый велосипед, напоминающий те, что нами
любимы.

В 1864 году лионские
промышленники братья Оливье оценили потенциал машины Лалмана и
в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо начали
массовый выпуск "денди-хорзов" с педалями. Мишо догадался сделать
раму велосипеда металлической. По некоторым сведениям, Мишо и
придумал для устройства название "велосипед". Поработав у Мишо-Оливье
короткое время, Лалман отправился в Америку, где в
ноябре 1866 года запатентовал свое изобретение. Очевидно, Пьера
Лалмана и стоит считать фактическим изобретателем велосипеда.
С 70-х
годов XIX века стала приобретать популярность схема "пенни-фартинг".
Название описывает соразмерность колес, ибо монета пенни была
намного больше фартинга. На втулке "пенни" - переднего
колеса, были педали, и седло ездока было почти
прямо сверху от них. Большая высота сидения и
центр тяжести, смещенный к переднему колесу, делали такой
велосипед весьма опасным. Альтернативой им были трехколесные самокаты.
Здесь ездок помещается на седле, расположенном прямо над
большим колесом, от 130 до 160 см. диаметра,
а маленькое колесо расположено сзади. На неровной дороге
такие велосипеды опасны: ездок неудержимо опрокидывается головой вперед,
если под колесо попадет какое-либо препятствие, способное значительно
замедлить его движение. Поэтому придумали помещать седло далее
назад и пониже, тут нужен уже очень сильный
толчок, чтобы приподнять ездока и перекинуть его вперед.
Но если ось отодвинута далеко вперед, то ездок
не может действовать на педали с полною силою.

В 1867 году изобретателем Каупером
была предложена удачная конструкция металлического колеса со спицами.
В 1878 году английский изобретатель Лоусон ввел в
конструкцию велосипеда цепную передачу.
Первый велосипед, похожий на используемые
в наши дни, назывался Rover - "Скиталец". Он
был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном
Кемпом Старли и выпускался с 1885 года. В
отличие от велосипеда "пенни-фартинг", Ровер обладал цепной передачей
на заднее колесо, одинаковыми по размеру колесами, и
водитель сидел между колесами. Велосипеды такой конструкции получили
название безопасных, а слово Rover во многих языках
и поныне обозначает велосипед (польское Rower, белорусское Ровар,
западноукраинское Ровер). Фирма Rover стала огромным автомобильным концерном
и просуществовала до 15 апреля 2005 года, когда
была ликвидирована из-за банкротства.
В 1888 году шотландец Джон
Бойд Данлоп изобрел надувные шины из каучука. Они
были технически совершеннее, чем запатентованные в 1845 году,
и получили широкое распространение. После этого велосипеды избавились
от клички "костотрясы". Это изобретение сделало езду на
велосипедах намного удобнее, что способствовало их популяризации. 1890-е
годы назвали золотым веком велосипедов.
Хотя велосипеды 1890-х годов
во многих отношениях были похожи на современные, но,
так как они обычно делались из ржавеющей стали
(нержавеющую сталь варить еще не умели) и не
были покрашены, то требовали трудоемкого ухода (чистка, смазка,
промывание бензином или керосином) после каждой поездки. Описание
"обычной чистки велосипеда" в книге 1895 года занимает
4 страницы.

В 1898 году
были изобретены педальные тормоза и механизм свободного хода,
позволявший не вращать педали, когда велосипед катится сам.
В те же годы изобрели и ручные тормоза,
но широкое применение они нашли не сразу.
Первый складной
велосипед сделан в 1878 году, первые алюминиевые -
в 1890-х годах, а первый лигерад (иногда называемый
рикамбент, велосипед, на котором можно ездить в лежачем
положении) - в 1895 году (а в 1914
году началось массовое производство лигерадов фирмой "Пежо").
К началу
XX века относятся первые механизмы переключения скоростей. Однако
они были несовершенными. Одним из первых способов переключения
скоростей, применяемых на спортивных велосипедах, было оборудование заднего
колеса двумя звездочками - по одной с каждой
стороны. Для переключения скорости надо было остановиться, снять
заднее колесо и перевернуть его, вновь зафиксировав и
натянув цепь. Планетарный механизм переключения передач изобретен в
1903 году и стал популярным в 1930-е годы.
Переключатель скоростей в том виде, в каком он
применяется сегодня на большинстве велосипедов, изобретен лишь в
1950 году известным итальянским велогонщиком и производителем велосипедов
Туллио Кампаньоло (Tullio Campagnolo).
Велосипеды продолжали совершенствоваться и во
второй половине XX века. В 1974 году началось
массовое производство велосипедов из титана, а в 1975
году - из углепластика. В 1983 году был
изобретен велокомпьютер. В начале 1990-х годов получили распространение
системы индексного переключения скоростей.

В
течение XX века интерес к велосипедам переживал свои
пики и спады. Начиная примерно с 1905 года,
велосипеды во многих странах, в частности в США,
стали выходить из моды из-за развития автомобильного транспорта.
Дорожная полиция часто относилась к велосипедистам как к
помехе движению автомобилей. К 1940 году велосипеды в
Северной Америке считались игрушками для детей. С конца
1960-х годов велосипеды снова вошли в моду в
развитых странах, благодаря пропаганде здорового образа жизни и
всеобщему осознанию важности экологических проблем.
В СССР в конце
XX века наиболее распространенными моделями велосипедов были (отсортированы
по возрастанию размера): "Дружок", "Бабочка", "Левушка", "Чемпион", "Ветерок",
"Олимпик", "Школьник", "Орленок", "Кросс", "Кама", "Десна", "Салют", "Уралец",
"Украина", "Минск", "Аист", "Урал", "Турист", "Спутник", "Старт-Шоссе". Существовало
несколько моделей с отсоединяемыми боковыми колесами - "Дружок",
"Конек-Горбунок" и "Мишка" (для детей). А также был
велосипед "Сура" (размер примерно как "Урал" или чуть
больше).
#интересныефакты #ретровелосипед
|