ВелоВолга - вело Волгоград: новости со всего мира
ВелоВолга - вело Волгоград: новости со всего мира
« назад на страницу 1...
История велосипеда: после 1817 года по наше время
01.03.2019 » Обзоры »

История велосипеда: после 1817 года по наше время

| Просмотров 595 595 | Комментариев 0 0 |

Хотя велосипед воспринимается нами как некое простое и гениальное целое (о чем свидетельствует поговорка "изобретать велосипед"), в реальности его изобрели как минимум в три приема.

В 1817 году немецкий профессор Барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал первый двухколесный самокат, который он назвал "машиной для ходьбы". Он был снабжен рулем и выглядел в целом, как велосипед без педалей, рама была деревянной. Изобретение Дреза назвали в его честь дрезиной, и слово "дрезина" поныне осталось в русском языке. Возможной причиной изобретения стало то, что предыдущий, 1816 год был "годом без лета". Тогда северное полушарие постигла самая сильная климатическая аномалия в истории, что катастрофически сказалось на урожае, вызвало голод и снизило поголовье лошадей. В 1818 году в Баден-Бадене Фон Дрез получил патент на свое изобретение. Вскоре машина Дреза завоевала популярность в Великобритании, где стала называться "денди-хорз".



В 1839-1840 годах кузнец Киркпатрик Макмиллан в маленькой деревушке на юге Шотландии усовершенствовал изобретение Дреза, добавив педали и седло. Получается, что Макмиллан создал велосипед, похожий на современный. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Переднее колесо поворачивалось рулем, велосипедист сидел между передним и задним колесом. Велосипед Макмиллана опередил свое время и остался малоизвестным.

В 1845 году англичанин Р.У. Томпсон запатентовал надувную шину, но она оказалась технологически несовершенной.

В 1862 году Пьер Лалман, 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из Нанси (Франция), увидел "денди-хорз" и придумал оснастить его педалями - на переднем колесе. Лалман ничего не знал о велосипеде Макмиллана, и на его машине педали нужно было крутить, а не толкать. В 1863 году Лалман перебрался в Париж, где смастерил первый велосипед, напоминающий те, что нами любимы.



В 1864 году лионские промышленники братья Оливье оценили потенциал машины Лалмана и в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо начали массовый выпуск "денди-хорзов" с педалями. Мишо догадался сделать раму велосипеда металлической. По некоторым сведениям, Мишо и придумал для устройства название "велосипед". Поработав у Мишо-Оливье короткое время, Лалман отправился в Америку, где в ноябре 1866 года запатентовал свое изобретение. Очевидно, Пьера Лалмана и стоит считать фактическим изобретателем велосипеда.

С 70-х годов XIX века стала приобретать популярность схема "пенни-фартинг". Название описывает соразмерность колес, ибо монета пенни была намного больше фартинга. На втулке "пенни" - переднего колеса, были педали, и седло ездока было почти прямо сверху от них. Большая высота сидения и центр тяжести, смещенный к переднему колесу, делали такой велосипед весьма опасным. Альтернативой им были трехколесные самокаты. Здесь ездок помещается на седле, расположенном прямо над большим колесом, от 130 до 160 см. диаметра, а маленькое колесо расположено сзади. На неровной дороге такие велосипеды опасны: ездок неудержимо опрокидывается головой вперед, если под колесо попадет какое-либо препятствие, способное значительно замедлить его движение. Поэтому придумали помещать седло далее назад и пониже, тут нужен уже очень сильный толчок, чтобы приподнять ездока и перекинуть его вперед. Но если ось отодвинута далеко вперед, то ездок не может действовать на педали с полною силою.



В 1867 году изобретателем Каупером была предложена удачная конструкция металлического колеса со спицами. В 1878 году английский изобретатель Лоусон ввел в конструкцию велосипеда цепную передачу.

Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover - "Скиталец". Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года. В отличие от велосипеда "пенни-фартинг", Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колесами, и водитель сидел между колесами. Велосипеды такой конструкции получили название безопасных, а слово Rover во многих языках и поныне обозначает велосипед (польское Rower, белорусское Ровар, западноукраинское Ровер). Фирма Rover стала огромным автомобильным концерном и просуществовала до 15 апреля 2005 года, когда была ликвидирована из-за банкротства.

В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрел надувные шины из каучука. Они были технически совершеннее, чем запатентованные в 1845 году, и получили широкое распространение. После этого велосипеды избавились от клички "костотрясы". Это изобретение сделало езду на велосипедах намного удобнее, что способствовало их популяризации. 1890-е годы назвали золотым веком велосипедов.

Хотя велосипеды 1890-х годов во многих отношениях были похожи на современные, но, так как они обычно делались из ржавеющей стали (нержавеющую сталь варить еще не умели) и не были покрашены, то требовали трудоемкого ухода (чистка, смазка, промывание бензином или керосином) после каждой поездки. Описание "обычной чистки велосипеда" в книге 1895 года занимает 4 страницы.



В 1898 году были изобретены педальные тормоза и механизм свободного хода, позволявший не вращать педали, когда велосипед катится сам. В те же годы изобрели и ручные тормоза, но широкое применение они нашли не сразу.

Первый складной велосипед сделан в 1878 году, первые алюминиевые - в 1890-х годах, а первый лигерад (иногда называемый рикамбент, велосипед, на котором можно ездить в лежачем положении) - в 1895 году (а в 1914 году началось массовое производство лигерадов фирмой "Пежо").

К началу XX века относятся первые механизмы переключения скоростей. Однако они были несовершенными. Одним из первых способов переключения скоростей, применяемых на спортивных велосипедах, было оборудование заднего колеса двумя звездочками - по одной с каждой стороны. Для переключения скорости надо было остановиться, снять заднее колесо и перевернуть его, вновь зафиксировав и натянув цепь. Планетарный механизм переключения передач изобретен в 1903 году и стал популярным в 1930-е годы. Переключатель скоростей в том виде, в каком он применяется сегодня на большинстве велосипедов, изобретен лишь в 1950 году известным итальянским велогонщиком и производителем велосипедов Туллио Кампаньоло (Tullio Campagnolo).

Велосипеды продолжали совершенствоваться и во второй половине XX века. В 1974 году началось массовое производство велосипедов из титана, а в 1975 году - из углепластика. В 1983 году был изобретен велокомпьютер. В начале 1990-х годов получили распространение системы индексного переключения скоростей.



В течение XX века интерес к велосипедам переживал свои пики и спады. Начиная примерно с 1905 года, велосипеды во многих странах, в частности в США, стали выходить из моды из-за развития автомобильного транспорта. Дорожная полиция часто относилась к велосипедистам как к помехе движению автомобилей. К 1940 году велосипеды в Северной Америке считались игрушками для детей. С конца 1960-х годов велосипеды снова вошли в моду в развитых странах, благодаря пропаганде здорового образа жизни и всеобщему осознанию важности экологических проблем.

В СССР в конце XX века наиболее распространенными моделями велосипедов были (отсортированы по возрастанию размера): "Дружок", "Бабочка", "Левушка", "Чемпион", "Ветерок", "Олимпик", "Школьник", "Орленок", "Кросс", "Кама", "Десна", "Салют", "Уралец", "Украина", "Минск", "Аист", "Урал", "Турист", "Спутник", "Старт-Шоссе". Существовало несколько моделей с отсоединяемыми боковыми колесами - "Дружок", "Конек-Горбунок" и "Мишка" (для детей). А также был велосипед "Сура" (размер примерно как "Урал" или чуть больше).

#интересныефакты #ретровелосипед

Комментарии:
Для добавления комментариев Вам необходимо зарегистрироваться или войти...
Наверх