Сведения о велосипедах и самокатах до 1817 года
сомнительны. Так, рисунок двухколесного велосипеда с рулем и
цепной передачей, приписываемый Леонардо Да Винчи, или его
ученику Джакомо Капротти, по мнению многих, является подделкой.
На витраже в церкви Cв. Егидия в английской
деревне Stoke Poges изображена человеческая фигура на чем-то
вроде самоката, которую Н. Певзнер называет "изображением потешной
лошадки, выполненным в XVII веке". Самокат якобы 1791
года, приписываемый Графу де Сивраку (Comte de Sivrac)
- фальсификация 1891 года, выдуманная французским журналистом Луи
Бодри. В действительности никакого Графа lе Сиврака не
было, прототипом его стал Джин Хенри Сиврак, получивший
в 1817 году разрешение на импорт четырехколесных экипажей.

Легендой, скорее всего, является и
история о крепостном крестьянине Артамонове, который якобы сконструировал
велосипед примерно в 1800 году. Согласно этой легенде,
изобретатель совершил успешный пробег на своем велосипеде из
уральского села Верхотурье в Москву (около двух тысяч
верст). Это был первый в мире велопробег. В
сие путешествие крепостного Артамонова послал его хозяин -
владелец завода, который возжелал удивить царя Александра I
"диковинным самокатом". За изобретение велосипеда Артамонову со всем
его потомством была дарована свобода от крепостной зависимости.
Велосипед хранится в краеведческом музее Нижнего Тагила.

Как показал химический анализ железа, велосипед
из нижнетагильского музея сделан не ранее 1870 года.
Что касается Артамонова, то он впервые упоминается в
книге В.Д. Белова "Исторический очерк уральских горных заводов"
(издание 1898 года, г. Санкт-Петербург): "Во время коронования
императора Павла, следовательно, в 1801 году, мастеровой уральских
заводов Артамонов бегал на изобретенном им велосипеде, за
что по повелению императора получил свободу со всем
потомством". В действительности Павел I короновался в 1797
году, а в 1801 - Александр I. Белов
не приводит никаких ссылок на документы, подтверждающие его
поразительную находку. Не найдены они и впоследствии. Никаких
упоминаний об Артамонове не удалось найти ни в
камер-фурьерских церемониальных журналах 1796, 1797 и 1801 годов,
ни в "повестке по случаю кончины Его императорского
величества государя императора Павла Петровича", ни в описании
коронации Его императорского величества Александра Павловича, ни в
"Списке о всех милостях, излиянных покойным государем Павлом
I в день его коронации 5 апреля 1797
года", ни в архивах канцелярии Н.Н. Новосильцева, созданной
в 1801 году и занимавшейся рассмотрением технических изобретений,
ни в подборке материалов о крепостных изобретателях, публиковавшейся
в "Отечественных записках" П.П. Свиньина (1818-1830 года). Не
найдено и никаких других документов, которые бы подтверждали
рассказ Белова. Железный "велосипед Артамонова", демонстрировавшийся в одном
из уральских музеев, оказался самоделкой конца XIX века,
выполненной по английским образцам.
Прототипом легенды, возможно, послужили крепостной
изобретатель Е.Г. Кузнецов-Жепинский, действительно получивший вольную (вместе с
племянником Артамоном) в 1801 году за свои изобретения.
Однако Кузнецов сконструировал не велосипед, а дрожки с
верстометром и музыкальным органом.
Продолжение следует...
#интересныефакты #ретровелосипед
|