После нескольких заметок из мира высокотехнологичного велоспорта хотелось
бы вернуться к велосипеду в обычном его понимании,
который создан для обычной езды по обычной местности,
асфальту там, грунтовым дорожкам и проселкам. Для комфортной
езды по вышеперечисленным местам нам понадобиться комфортное седло,
чтобы дискомфорт в одном месте не отвлекал нас
от любования красотами вокруг. Итак...
Я катаюсь на велике
уже сравнительно давно, практически с раннего детства, и
только в последние пару лет стал уделять очень
большое внимание посадке на велике, вернее даже не
посадке в целом, а именно седлу. Раньше, катаясь
на агрессивных MTB или BMX не обращаешь внимание
на седло вообще, ибо или просто стоишь в
педалях, или расстояния по городу настолько малы, что
пятая точка не успевает вкусить все прелести дубового
или просто неудобного седла.
Но вот мы становимся старше
и желание прыгать выше сменяется желанием уехать дальше,
да с комфортом, да с чайком ну и
т.п. Сменив прогрессивные кросс-кантри велосипеды, на которых, как
оказалось сейчас, ездить вообще невозможно, на классический дорожный
или туристический велосипед на 28 колесах, и не
обязательно времен СССР, встал вопрос, - а как
же уехать далеко и сохранить при этом первозданный
вид своей пятой точки? Правильно
- нужно правильное седло.
Всю историю расскажу на основе
двух советских велосипедов, - дорожник ЗИФ и туристический
ХВЗ.
Сначала мне на восстановление попал старенький ЗИФ, на
который после реставрации я поставил кожаное седло с
пружинами от ХВЗ аж лохматого 1964 года. Велосипед
ехал сравнительное легко, очень комфортно было и пятой
точке, да еще на мягких пружинах. Покатался я
так немного и решил, - а почему бы
на него не поставить кантрийное седло, оно же
прогрессивнее? Поставил. Это был ужас, посетивший меня после
небольшого кружочка по городу. Как можно было вообще
на таких седлах ездить! Вернул обратно старое советское
и потихоньку поскрипывал дальше на нем.

Примерно через пару лет мне в руки
попал туристический велосипед ХВЗ, тоже со старым родным
седлом, но уже узким и без пружин. Турист
я быстренько восстановил, а вот родное седло уже
адекватному восстановлению не подлежало, поэтому на него я
воткнул сначала вышеупомянутое кантрийное седло. Как и в
первом случае, пятая точка быстро пришла в шок,
поэтому я поставил на Турист широкое седло с
пружинами с дорожника. Ехать стало комфортнее, но ширина
седла уже была не та, ибо на Туристе
посадка все-таки более низкая, чем на дорожнике. 
Теперь имелось в наличии одно адекватное седло
на три велика (старинное советское седло было позаимствовано
у музейного экспоната ХВЗ), так что считай велика
два, а седла ни одного. И вот что
произошло... 
Сидели мы как то с
Лехой в парке за бутылочкой красного и рассуждали на тему седел, что надо
что-то делать с комфортом. Он, на тот момент
катая исключительно на двухподвесах, тоже пришел к выводу
что надо закупаться нормальными седлами всерьез и надолго.
Так и родилась идея попробовать кожаные седла одной
очень известной конторы, которую и называть не обязательно.

Погуглив просторы сети мы нашли очень
привлекательные предложения. Леха заказал себе B17, а я
B67. Ну купили и купили, - будем ждать.
Посылка пришла примерно через пару недель и мы
принялись разглядывать наши покупки. Как же на первый
взгляд это все смотрелось громоздко, тяжело, неуклюже. 

Я быстренько прикрутил свое B67
на ЗИФ и стал прикатывать, Леха поставил свое
B17 на, ВНИМАНИЕ , Giant Reign и тоже
занялся прикаткой. Не прошло и недели, как мы
снова встретились обсудить наши покупки. Уже после недели
эксплуатации мы по достоинству оценили практичность и универсальность
кожаных седел. Тело вообще не ощущает что ты
сидишь пятой точкой на велике, такое впечатление что
ты просто на велике, но непонятно как.

Не прошло и месяца, как Леха
выкинув все остальные седла, заказал еще одно. Я
же с покупкой второго седла не торопился, т.к.
в принципе B67 подходил и на дорожный, и
на туристический велосипед.
Прошло полтора года, как я катаюсь
исключительно на одном и том же седле, но
на разных великах. Седло как новое, хотя на
его счету уже одна зима. За время эксплуатации
этого седла я продолжал читать статьи и отзывы
о седлах, кожаных и не очень, их геометрии
для определенного стиля катания. Решено, - на Турист
надо туринговое седло, подлиннее, поуже и без пружин,
чем B67. И вот мы снова шаримся по
интернет-магазинам... 
Ранее я уже натыкался на
другую фирму, которая производит кожаные седла, и решил
попробовать взять седло их марки. Классическое, туринговое, более
длинное и более узкое. Прошло две недели и
покупка приехала. Я сначала был в шоке, -
стучишь по седлу, дубовое дальше некуда. Ну думаю, вот это седло так седло,
за него пятая точка спасибо не скажет.
Примерно неделю
я не решался его ставить на велик, дабы
не отбить зад, но потом все-таки решился, -
просто так что ли я его купил? И
о чудо, несмотря на неприкатанность, пятая точка совсем
не чувствует "дубовости" данного седла. Честно сказать, на
Турист это неприкатанное седло встало даже лучше, чем
прикатанное B67.
Прошла неделя, и я просто в восторге.
Седло стало немного помягче, начинают проклевываться углубления в
местах седалищных костей (на седле в смысле). Короче
ЗИФ на постоянное основе получил Brooks B67, а
Турист VeloOrange Model 3. Полет отличный!


Ну и вкратце
подведем итоги, сначала плюсы: 1. Кожаное седло при правильном
уходе прослужит вам не один десяток лет. Некоторые
седла ходят уже более 50 лет (погуглите интернет). 2.
После обкатки седло как вторая половинка для вашей
пятой точки, т.е. удобнее седла чем персонально ваше
вы уже не найдете, но придется потерпеть первые
пару сотен километров (хотя я в момент обкатки
никакого дискомфорта не ощущал). 3. Кожаное седло отлично дышит,
поэтому о потных натертых булках можете просто забыть,
что зимой, что, тем более, летом.
Пару минусов, которые
даже не минусы: 1. Стоимость. Хорошее седло любой фирмы
стоит в районе 8-9 т.р. Хотя, если задуматься,
- сколько денег вы потратите на седла скажем
на протяжении 10-ти лет, находясь в поиске "своего"
удобного седла? 2. Вес. Если вы весодрочер, то кожаные
седла не для вас. Да и вообще кожаные
седла не для дрочеров, поэтому вес совсем даже
не минус. 3. Боязнь влаги. Да, тут придется быть
внимательным, не оставлять велосипед под дождем, пользоваться чехлом,
по возможности крыльями, т.к. даже если вы катите
в дождь, то сверху седло защищает ваш зад,
а вот снизу оно беззащитно к действию влаги.
Как
и в нашем с Лехой случае, - главное
решиться, и тогда у вас дома появиться бесхозный
ящик, в котором будут пылиться ваши десяток разных
седел, которые вам когда то казались идеальными.
Статья не
является рекламой ни Брукса, ни Оранджа. Просто практически
нет другой альтернативы. Знаю и видел, как умельцы
восстанавливают и доводят до ума старые советские седла,
которые в итоге смотрятся лучше Брукса и Оранжа.
Так
что выбор за вами, прислушайтесь к своей пятой
точке, она знает толк в теме!
|